Памятка режима труда и отдыха водителя международника
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Памятка режима труда и отдыха водителя международника». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежедневно водителю разрешается находиться за рулем до 9 часов, это срок может увеличиваться до 10 часов 2 раза в рабочую неделю (00.00 понедельника — 23.59 воскресенья). Максимально допустимое время вождения – 4,5 часа. Это значит, что водитель по прошествии этого времени должен остановиться на отдых не менее чем на 45 минут. Отдых можно разделить на 2 этапа, так же как и рабочее время, например, 2,5 часа в пути, затем отдых 15 минут, ещё 2 часа в пути, отдых 30 мин и 4,5 часа в пути – итого 9 часов в пути и 15+30+30=75 минут отдыха. Рабочий день завершается ежедневным отдыхом. Для ежедневного отдыха водитель должен быть обеспечен спальным местом или кушеткой для сна.
Соблюдение нормирования труда и отдыха по ЕСТР
Продолжительность управления
- Перерывы на отдых — через каждые 4,5 часа непрерывного движения. Далее следует перерыв 45 минут.
- Если в силу уважительных причин водитель не воспользовался надлежащим перерывом, его можно заменить перерывом не менее 15 минут, за которым должен следовать еще один 30-минутный отдых. В течение обеих остановок водитель не имеет права выполнять какую-либо работу.
- Данные короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
- Водитель не имеет права управлять автомобилем более 9 часов в сутки. Это время может быть увеличено до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
- Короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
- За рулем можно находиться не более 48 часов в неделю.
- Лишь в исключительных случаях лимит времени может быть увеличен до 60 часов в неделю.
- Максимальное время управления ТС — 90 часов за 2 недели.
- Время, отведенное на общие работы — 13 часов. Кроме вождения ТС, дальнобойщик выполняет и другие обязанности: погрузочно-разгрузочные и прочие действия, связанные с оформлением сопроводительных документов. В силу определенных обстоятельств это время может быть продлено до 15 часов в сутки. Однако между двумя любыми еженедельными периодами отдыха водитель может иметь не более 3-х рабочих дней по 15 часов.
Перерывы на отдых
- Предельная норма продолжительности управления автомобилем вместе с выполнением любых непрерывных работ не должна быть выше 6 часов, после которых водитель обязан сделать 45 минутную остановку, если период основного отдыха предвидится не скоро.
- Водитель обязан соблюдать ежедневные перерывы на отдых длительностью не менее 11 часов. В силу допустимых законом обстоятельств этот промежуток отдыха можно сократить до 9 часов в сутки. В этом случае остановка в пути будет засчитана в качестве сокращенного периода отдыха, который должен быть организован на специализированной стоянке или в салоне автотранспорта, если технические требования допускают оборудование его полноценным спальным местом.
- Дальнобойщик может воспользоваться сокращенными ежедневными периодами отдыха не более 3 раз между двумя любыми еженедельными фазами отдыха, если не позднее чем до конца следующей недели отдых водителя будет компенсирован недостающим временем.
- На усмотрение водителя ежедневные стоянки для отдыха и сокращенные перерывы для восстановления сил каждую неделю вне мест приписки могут быть организованы в салоне ТС, но при условии, что машина оборудована местом для ночлега, предусмотренным конструкцией автомобиля, и он располагается на специальной стоянке.
- Водитель ТС дальнего следования обязан регулярно использовать установленные ежедневные и еженедельные периоды покоя.
- При транспортировке автотранспортного средства посредством парома или железндорожных составов водитель должен быть обеспечен местом для сна, при этом его полноценный ежедневный отдых не должен прерываться более двух раз. Перерыв должен совершаться в пределах 1 часа перед погрузкой или после выгрузки. Все действия, связанные с таможенным оформлением, относятся к погрузочно-разгрузочным операциям и приравниваются к общим работам. Отметим, что прерывание каждодневного отдыха таким способом в дальнейшем должно компенсироваться увеличением периода восстановления работоспособности на 2 часа.
Продолжительность отдыха
- Продолжительность каждодневного отдыха между сменами на специальных стоянках должна быть не менее 11 часов. Время, отведенное на отдых, может быть увеличено с целью компенсации недостающего времени на еженедельный отдых или сокращено в случае его избытка. (например, в связи с простоем автотранспорта).
- Если на протяжении каждых 30 часов автотранспортным средством управляли два или более водителей, каждый из них обязан воспользоваться правом на отдых в течение 8 непрерывных часов.
- В дни, когда продолжительность отдыха соответствует нормам, прописанным в первом пункте, его можно разделить на 2 или 3 отдельных периода в течение 24 часов, но один из них должен быть не меньше 8 последовательных часов. Минимальная продолжительность отдыха в данном случае возрастает до 12 часов.
- Еженедельный период отдыха должен наступать после каждого шестого 24-часового рабочего периода, начинающегося по окончании предыдущего еженедельного периода покоя.
- Водитель может позволить себе не более 3-х сокращенных ежедневных перерывов между двумя любыми еженедельными промежутками полноценного отдыха.
- Водители в составе экипажа из двух и более человек вправе воспользоваться еженедельными перерывами на отдых, длительностью не менее 45 непрерывных часов, который должен быть организован перед ежедневным междусменным перерывом на отдых или сразу после такового. При необходимости этот отрезок времени может быть сокращен до 36 часов, если стоянка организована в месте приписки ТС или до 24 непрерывных часов — в любом другом месте. Если по какой-либо причине продолжительность отдыха сокращается, она должна быть компенсирована эквивалентным временем до конца третьей недели, наступающей за данной.
- Отдых, используемый в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, должен быть приурочен к очередному периоду покоя, длящемуся не менее 9 часов.
- Еженедельный период отдыха, должен начинаться по завершении шести суток, начинающихся после окончания предшествующего еженедельного периода бездействия. Если еженедельный промежуток отдыха захватывает обе недели, то он может быть засчитан к каждой из них поочередно.
- График сменности водителей должен быть составлен таким образом, что при подсчете общего рабочего времени нерабочие дни, предназначенные для еженедельного непрерывного отдыха, приходились на разные дни недели, при этом количество дней в каждом из месяцев должно соответствовать количеству полных недель данного месяца или превышать их число.
Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году
Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:
- Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
- Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.
В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:
- управление автомобилем;
- специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
- выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.
На что обратить внимание
1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени
Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.
Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.
По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.
При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.
Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.
2. Как разделить рабочий день (смену) на части
С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.
Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:
- трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
- пяти часов — для остальных водителей.
Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.
Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.
3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых
По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.
Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.
4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424
Требования Приказа № 424 не распространяются на:
- водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- водителей, занятых на международных перевозках;
- водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
- водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
- водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
- водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
- водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Кто имеет право проверять тахограф с режимом труда и отдыха водителя в рейсе
Остановить автомобиль на дороге могут только сотрудники ДПС. Проверить оснащение ТС и соблюдение времени управления и перерывов, кроме представителей ГИБДД, имеют право органы Ространснадзора при совместном рейде. Об этом говорится в Законе №196-ФЗ (10/12-95 г.) ст. 30 п. 2.1.
О том, что водитель обязан предоставить органам Госнадзора аппарат к осмотру, выдать, если требуется, карту и распечатку времени пребывания за рулем с перерывами, упоминается в Постановлении Правительства РФ №1090 (23/10-93 г.). Следовательно, выписать штраф на дороге могут как сотрудники полиции, так и УГДН.
Обратите внимание: Приказ Минтранса №36 (13/02-13 г.), где содержалась информация о тахографах, утратил силу. На его замену вышел новый: №438 (26/10-20 г.), в котором регламентирован Порядок оснащения ТС приборами для контроля режима труда и отдыха. Правила эксплуатации, технического обслуживания СКЗИ приведены в Приказе №440 (28/10-20 г.).
Зачем вообще все это нужно
Товарищи, которые умудряются ездить по двум чип-картам, мутить что-то с тахографом и вообще всячески жульничать, то есть те, что сознательно соглашается на переработку — потенциальные убийцы. Другая сторона — компании, которые заставляют водителей нарушать режим труда и отдыха под угрозой невыплаты им зарплат. В таким компаниях ни один адекватный человек, уважающий себя, работать не будет.
Итог такой переработки печален. Здоровье, на восстановление которого уйдут все заработанные (а то и больше) средства, тюрьма или трагедия. И такие случаи бывали, когда дальнобойщиков приговаривали к нескольким месяцам ареста за манипуляции с тахографом. В лучшем случае, можно отделаться очень крупным штрафом и запретом ездить по дорогам ЕС или конкретной страны.
Тем не менее, в дороге бывает всякое — пробки, задержки, поломки. Как действовать с умом — в нашем материале.
Не важно, как хорошо вы знаете правила, если не умеете их применять на практике.
Перед началом движения, а вернее, перед тем как зафиксировать в тахографе страну начала работы, берете мобильный телефон и запускаете таймер с отсчетом 15 часов. Это самый важный момент. По истечении этих 15 часов вы должны уже стоять на паркинге. Это называется общее рабочее время. В него включа.ются все манипуляции за рабочий день — управление машиной, загрузки -разгрузки, паузы и т.д. В течение рабочей недели у вас могут быть три таких рабочих дня. В остальные дни таймер заводите на 13 часов. Чтобы не путаться, сколько за неделю у вас 15 и 13 часов, делайте запись в блокноте.
Разрешенное время управления — 9 часов за 1 рабочий день. В течение рабочей недели можно 2 раза превышать этот лимит на 1 час. Все помечайте в блокноте.
Какие новые правила в отношении режима труда и отдыха?
Позвольте мне сразу сказать, что, к счастью, основные ограничения на время вождения и отдыха остались прежними в том, что касается последовательного, дневного и еженедельного времени вождения. Также в общем плане остались прежние правила времени отдыха – перерывы между временем вождения, ежедневные и еженедельные времена отдыха.
Сюда добавились именно новые детали и возможности, изучение которых требует большого углубления. Для каждого правила важно вникать в реальность этого правила и связанные с ним дополнительные нюансы. На самом деле это не так просто, как кажется.
Я могу с уверенностью сказать, что «подводный камень» кроется именно в деталях. Если не знать деталей, то велик риск сделать что-то не так. Я не успею вдаться во все нюансы этой статьи, потому что их очень много, но я приглашаю всех водителей, специалистов по логистике и всех желающих принять участие на курсах AUTOSERT. Через непосредственное обучение лучше всего передать суть правила.
Правила режима труда и времени отдыха изложены в Постановлении 561/2006.
Ниже я расскажу немного подробнее о некоторых из наиболее важных изменений в режиме труда и отдыха, которые вступили в силу 20 августа.
Впереди ожидает замена тахографов, время еще есть…
15.06.2019 на всех новых машинах начали устанавливать тахографы под названием SMART (Умный тахограф). Это тахографы, которые подключены к спутниковой системе, и контроллер может проверять определенные данные удаленно. Тем не менее, в настоящее время известно, что в связи с изменениями в правилах уже планируется новый, так называемый «умный тахограф» (SMART 2). Он должен учитывать все новые требования пакета мобильности.
Пакет мобильности также предусматривает, что все использовавшиеся прежде тахографы должны быть заменены новыми тахографами SMART 2. Это правило применяется только к транспортным средствам по международным перевозкам!!!
Прежде чем мы узнаем конкретные и окончательные даты, когда всё это произойдет, нам нужно дождаться спецификации новых тахографов, а до этого есть время до конца июля 2021 года. В течение этого времени спецификация должна быть в наличии, и, когда она будет иметься, начнется период перехода на SMART 2.
Сам график выглядит следующим образом (с момента принятия спецификации):
- Через два года SMART 2 установят на все новые транспортные средства.
- Через три года подлежат замене все тахографы выпущенные до 14.06.2019, в том числе аналоговые.
- Через четыре года SMART 1 необходимо заменить на SMART 2.
- Июнь 2026 – SMART 2 также должен быть впервые установлен на автомобили массой от 2,5 тонн.
Статья получилась бы чересчур длинной, если бы мы начали разбирать все детали подробно, и никто не удосужился бы читать такой длинный текст. Понятно, что тем, кто занимается международными перевозками, нужно учитывать множество нюансов. Понятно, что ближайшие месяцы и годы внесут ясность посредством судебных решение и исков. Понятно, что жизнь транспортного предприятия со временем значительно усложнится. Понятно, что в международных перевозках конкуренция усилится не из-за новых участников, а из-за бессмысленных пустых поездок. И также понятно, что до конца ничего не понятно: везде есть место для интерпретации.
В любом случае, в AUTOSERT мы следим за происходящим, и посредством информационных и учебных дней, статей и видеоуроков, повышения квалификации и профессионального обучения водителей, а также внутреннего обучения мы вносим свой вклад в то, чтобы транспортные предприятия лучше понимали, что их ждет впереди.
Мы считаем, что те, кто знает и умеет больше других, могут добиться большего в области транспорта, чем те, кто учится по ходу дела.
Удачи всем!
Среди главных пунктов распоряжения стоит выделить следующие:
- В сутки длительность управления автомобильным средством не должна быть больше 9 часов, но дважды в неделю она может увеличиваться до 10 часов.
- Таким образом, еженедельная длительность работы за рулем автотранспорта не может быть более 56 часов, то есть 4 дня по 9 часов и 2 дня по 10 часов.
- Суммарная длительность вождения за две недели подряд не должна быть больше 90 часов.
- Наибольшее время, проведенное за рулем автотранспортного средства без отдыха составляет 4,5 часа. По истечении этого срока необходимо делать перерыв — от 45 мин.
- Представленная пауза иногда делиться на две: 15 и 30 мин.
- Суммарный период труда за сутки не может длиться свыше 13 часов, а три раза в неделю его можно продлевать до 15 часов в день.
- Полная длительность работы и вождения не должен продолжаться свыше 6 часов без пауз.
- За день автомобилист должен быть обеспечен 11 часами беспрерывного покоя, а три раза в неделю этот период можно сокращать до 9.
- Каждый день время покоя может приплюсовываться к еженедельному сроку отдыха.
- За неделю дальнобойщик должен быть в обязательном порядке иметь отдых в 45 часов. Это время разрешается сократить до 24 часов.
- По пожеланию автомобилиста ежедневный срок покоя и укороченное время на отдых за неделю можно проводить в авто, если в нем есть кровати. При этом автотранспорт должен иметь подходящую конструкцию и располагаться на стоянке.
- Два водителя гарантировано должны иметь возможность отдыхать 45 часов в неделю, при желании этот период разрешается укорачивать до 24 часов. Но каждое сокращение должно компенсироваться аналогичным периодом до окончания третьей недели, которая следует после установленного срока.
- Еженедельный срок отдыха, что попадает на две недели позволяется отнести к любой из недель, но не к двум.
- Если автомобилист на определенном отрывке маршрутного пути является сопровождающим машины, которая перевозиться на пароме или по ж/д пути, и при этом обеспечено спальное место, то его ежедневный покой можно прерывать не больше 2 раз. Общий период перерыва не должен быть больше часа на погрузку и разгрузку. Процесс оформления на таможне обязательно включается в операции по погрузке и разгрузке.
- В соответствии с частью 12 данного документа, водитель имеет право отходить от этих Постановлений на том уровне, который нужен для гарантии безопасности людей, что находятся в машине, самого автотранспорта и перевозимого груза. Основание и тип отхода от Постановления следует вписывать в документ тахографа во время приезда на стоянку.
- Перевозчик должен составлять автоперевозки так, чтобы водители имели возможность придерживаться данных Правил.
- Перевозчик также должен вести контроль за выполнением Правил.
- Водители должны гарантировать верное использование тахографа, своевременное его включение и переключение на необходимые режимы работы.
- Если же водитель был в отпуске или находился за рулем автотранспорта другого типа, то он должен иметь подтверждающие документы об этом от работодателя, или же необходимо самостоятельно внести эту информацию в тахограф.
Способы учета времени
Учет времени работы, который применяется в отношении водителей, выполняющих перевозку на грузовых транспортных средствах, может существовать в двух возможных вариациях:
- Ежедневный – в данном случае на каждые сутки установлен отдельный график. Как показывает практика, применять его для водителя международника не совсем удобно, поскольку тут невозможно учитывать сторонние факторы, которые присутствуют при таких видах перевозок (удаленность стоянок, простой на таможне и т.д.);
- Суммированный учет времени. В таком случае длительность рабочих дней на протяжении определенного периода может несколько отличаться, но в целом общее количество часов за календарный месяц не должно превышать установленные нормы. Такой способ составления графика является наиболее удобным при выполнении грузовых перевозок, особенно тех, которые относятся к международным.
Особенности выполнения норм при наличии двух водителей
Положение о выполнении норм режима водителей имеет некоторые особенности, если управление ТС осуществляет два человека:
- Устройство, при помощи которого осуществляется контроль за соблюдением существующих норм (тахограф), должно быть рассчитано на двух водителей. Такое требование соблюдается установкой 2 шайб или 2 карточек;
- При выполнении движения тот водитель, который находится в транспортном средстве, но не осуществляет управления им, также выполняет свои рабочие обязанности и, соответственно, такое действие включается в режим работы;
- При установке на тахограф двух шайб каждый из водителей ведет учет времени по выполнению обязанностей отдельно;
- Полноценный отдых водителям может выставляться только тогда, когда транспортное средство не движется;
- Общая рабочая смена двух водителей должна составлять не более 30 часов. В данное время входит управление транспортным средством, полноценный отдых, кратковременный перерыв, погрузка, разгрузка и т.д.;
- Минимальное время отдыха, в течение которое транспортное средство не должно передвигаться – 9 часов – только в таком случае оба водителя имеют право проставить себе период отдыха по тахографу;
- На протяжении суток общее время управления транспортным средством не должно превышать 18 часов, при этом каждый из водителей отдельно управляет машиной не более 9 часов.
Виды карт, используемых с тахографом
Личная карта водителя – это своеобразный ключ к устройству мониторинга и фиксации данных о скоростном режиме и РТО. Различают 2 типа водительских карт: работающие с тахографами СКЗИ (их ставят на авто, выполняющие внутренние коммерческие рейсы) и карты ЕСТР, совместимые с приборами европейского образца, которыми оборудуются машины для поездок заграницу. Независимо от типа карточки, внутри неё стоит электронный чип, на котором дублируется информация, фиксируемая самописцем, а также хранятся персональные данные водителя.
Кроме водительских карт существует еще несколько разновидностей карточек, используемых с тахографом:
- для контролёров – нужны при проверках;
- карты сервис. центров. Они позволяют на законных основаниях вмешиваться в работу прибора – выполнять ремонт, калибровку и т.д.;
- карты предприятия – открывают доступ к данным, хранящимся в памяти тахографа, их анализа и дешифровки.
Правила составления графика режима труда и отдыха по тахографу
Составление графиков ведется по различным схемам с ориентацией на способ учёта рабочего времени (суммированный или ежедневный).
Ежедневный план выбирается тогда, когда график стандартный – за неделю водитель должен отработать 40 часов, утвержденные законодательством. Здесь при 5-дневном графике на рабочий день отводится 8 часов работы, а при 6-дневном – 7. При этом в рабочие часы входит все время, которое сотрудник был занят делами предприятия, а не только то, которое он провел за управлением транспортным средством.
С суммированной схемой дело обстоит немного сложнее – делать расчёт приходится не на день, а на месяц, а иногда и на полгода. Предельно допустимая длительность рабочего дня шофера в данном случае не должна превышать 9 часов (2 раза в неделю на 1 час больше). При дальних поездках и для водителей пассажирских автобусов (также для шоферов инкассаторского, медицинского и коммунального транспорта) максимальное количество рабочих часов в день увеличивается до 12.
В общей сложности водитель должен находиться за рулём максимум 56 часов в неделю и максимум 90 часов за 2 недели.
Режим труда и отдыха для водителей-международников: правила работы по чипу
Практически в каждой стране существуют собственные законы или стандарты, призванные не допустить переработки со стороны человека, управляющего ТС. Например, в Соединенных Штатах запрещено ехать более 8 часов без перерыва, а суточная норма движения составляет 11 часов. Кроме того, введен порядок обязательной передышки, длительностью 36 часов после 80 часов управления транспортом.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Несоблюдение требований страны, могут привести к тому, что шофер-иностранец будет либо серьезно оштрафован, либо столкнется с проблемами на таможне, если фактически пройденный километраж превысит расчетный: произведение средней скорости на допустимые часы работы. Впрочем, в последнее время для контроля за соблюдение дорожных директив применяется специальное устройство – тахограф.
Нормы отдыха водителя
Что касается установленных временных норм для отдыха водителей, то с 1 января 2021 года они претерпели изменения в связи с вступлением в силу нового Приказа Минтранса России от 16.10.2020 № 424 и прекращением действия Приказа Минтранса России от 20.08.2004 № 15.
Одно из главных изменений коснулось минимального времени еженедельного отдыха водителя. Согласно новому приказу еженедельный отдых увеличивается с 42 до 45 часов. При этом работодатель вправе уменьшить еженедельный отдых до 24 часов, при условии предоставления недополученного водителем отдыха в будущем — в течение следующих 3 недель.
Особенности нормирования перерывов для приема пищи и отдыха:
- Время такого перерыва должно составлять от 30 минут до двух часов. Рекомендуется предоставлять его в середине смены или рабочего дня.
- Такая же длительность отдыха суммарно устанавливается при предоставлении двух и более перерывов за смену, превышающую 8 часов, если она регламентирована графиком сменности.
- Длительность обеденных перерывов останавливается правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.
Для ежедневного отдыха предусмотрено большее количество нюансов:
- Он должен быть в 2 или более раз продолжительнее предыдущей рабочей смены или предыдущего рабочего дня.
- В 2022 году междусменный отдых разрешается сокращать до 11 часов при суммированном учете рабочего времени (в текущем году этот показатель установлен на отметке в 12 часов).
- Допускается сокращать ежедневный отдых до 9 часов, но не более 3 раз в неделю.
- Допускается делить ежедневный отпуск на части при условии, что первая из них будет составлять не менее 3 часов, а последняя — не менее 9 часов. Такая возможность отсутствует у водителей в составе экипажей.
- В 2022 году года ежедневный отдых можно заменять еженедельным.
- При необходимости заезда или выезда на паром или рельсовое транспортное средство допускается прерывание отдыха, но не более 2 раз и длительностью не более 1 часа суммарно.
- Время исполнения водителем своих обязанностей состоит не только из времени управления транспортным средством, но и из перерывов для отдыха, времени подготовки транспорта и др.
- Норма времени обеденного перерыва — от 30 минут до двух часов.
- Норма ежедневного отдыха — двукратное превышение времени отдыха над рабочим временем. Но в некоторых случаях допускаются отклонения.
- В 2022 году можно замещать ежедневный отдых еженедельным.
- Еженедельный отдых в 2020 году составлял 42 часа, с 1 января 2021 — 45 часов. Возможно его сокращение до 24 часов, но при этом обязательно предоставление недополученного отдыха в течение следующих 3 недель.
- На ряд категорий водителей указанные нормы не распространяются.
- С помощью тахографа возможно контролировать режим труда и отдыха водителя.
- В зависимости от того, на кого накладываются штрафы за несоблюдение норм труда и отдыха, они варьируются от 1 500 до 50 000 руб.